0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать птицу из дерева

Деревянная птица счастья

Луганчанин Виктор Буйко – единственный в Украине мастер по изготовлению уникальных деревянных талисманов.

Кто бы мог подумать, что в Луганске живет человек, собственноручно изготавливающий красивейших деревянных журавлей, сорок и жаворонков, которые от малейшего дуновения ветра оживают? Удивительно, что равных нет ему по всей Украине. Не один десяток птиц народного мастера Луганщины Виктора БУЙКО эмигрировал за границу: в США, Италию, Испанию, Австралию. Герой материала в настоящее время делает Северную (Архангельскую) птицу по старинным канонам. На Украине технология изготовления этой птицы давно утеряна. Но Виктор Анатольевич сейчас небезуспешно занимается ее восстановлением. Нашему земляку и уникальному человеку посвящена эта публикация.

«Птица счастья», сделанная из ели или сосны, является долгожителем. Родилась она около 300 лет назад на Севере России. В одной таежной деревушке заболел мальчик тяжелой болезнью, против которой народные средства оказались бессильны. Родители уже смирились с тем, что их дитя обречено. Дело было в конце зимы. Ребенок лежал укрытый звериными шкурами и бредил, покрываясь липкой испариной. Рядом, утирая слезы, сидела мать, а отец, время от времени тяжело вздыхая, делал дранки для корзин. Мальчишка в полузабытьи спросил: «Папочка, а скоро лето? Может, когда прилетят птицы – я выздоровею?».

«Скоро сынок, скоро, еще немного – и будет лето», — грустно ответил отец, и вдруг ему в голову пришла мысль смастерить из дерева птиц и подвесить под потолок. Как только он смастерил задуманное, дом будто ожил. От струй теплого воздуха птицы закружились. Мальчишка очнулся, увидел птиц и заулыбался. Когда к нему подошла мама, он попросил кушать, впервые за много дней. Потом, словно по мановению волшебной палочки, ребенок начал поправляться. Когда он выбежал на улицу здоровый и полный сил, то удивленные соседи расспрашивали родителей, чем это они вылечили безнадежно больного сына. Узнав про птиц, стали просить хозяина вырезать из дерева и им такие же.

Таким вот образом деревянной птице приписали чудодейственную силу, она стала «святым духом», хранителем детей, позже – символом семейного счастья. Постепенно появился народный промысел. В глубокую старину обереги были проще, грубее, так как, согласно языческим верованиям, птицу можно было делать только определенным числом прикосновений ножа к дереву. Часто над птицей произносились заклинания, но они, к сожалению, не дошли до наших дней. В настоящее время сохранилась традиция птицу не украшать, не раскрашивать и, что самое главное, птица делается из двух брусочков – цельных деталей (туловище с хвостом и оба крыла), которые потом между собой соединяются. Какая из этого всего получается красота – вы можете увидеть на фотографии.

Вы не обо мне пишите, а о птицах!

Виктор БУЙКО – человек скромный. С его дочерью Натальей я познакомилась случайно, собирая материал для своей очередной статьи. Она торгует различными сувенирами и поделками народных умельцев Луганщины на алее в сквере им. Тараса Шевченко. Когда она давала мне номер телефона своего отца, то предупредила, что он к прессе относится настороженно и, скорее всего, не захочет общаться.

«О нем местное телевидение даже хотело снять передачу, но он отказался», — пояснила Наталья.

Виктор Анатольевич оказался и правда человеком скромным, но встретиться согласился.

Он является членом Луганского областного народного клуба «Левша» при областном Центре народного творчества. Сейчас на пенсии, параллельно подрабатывает сторожем.

«Про меня писать не надо, вы о птицах людям расскажите», — несколько раз он повторял во время нашей беседы. К нам в редакцию народный мастер Луганщины принес коллекцию своих птиц. От мала до велика деревянные обереги расположились на столе.

«Это не естественное их состояние, они должны быть подвешены и парить в воздухе от любого дуновения ветра, даже если ты просто прошел мимо нее», — переживал Виктор Буйко за своих красавиц.

Над каждой из них наш он трудится около двух суток. Потом птички отправляются на прилавки реализаторов или же в какие-нибудь художественные салоны искать дорогу к сердцу людей.

— Виктор Анатольевич, когда же вы научились делать «птиц счастья»?

— В 1995 году я прочитал о существовании молодежного православного центра в г.Москве. Его руководитель Константин КОЗЛОВ приглашал людей на работы по восстановлению церквей. Замечательный, кстати, был человек. Я с ним дружил многие годы после знакомства. А в 1996 году от этой организации поехал в город Белозерск, что на севере Вологодской области. В нашей группе было много молодежи, нас ожидал тяжелый физический труд. Мы занимались расчисткой развалин монастырей, церквей и исторических зданий в этом древнем городе.

— За этот тяжелый труд, надеюсь, достойно платили?

— Что вы! Я поехал полностью за свой счет и питался тоже за свои деньги. Мало того, мне никто ничего не платил. Это была добровольная общественная работа.

— Я удивлена… Почему же вы приняли такое решение?

— Во-первых, поездка была недолгой всего лишь 20 дней. Во- вторых, мне это нужно было для саморазвития. Меня интересовали те края, там прекрасная природа, люди. Я хотел собственными глазами на все посмотреть.

Народный мастер с теплотой вспоминает своего друга и наставника Юрия ШАДРИНОВА. Именно он научил Виктора Буйко делать «птиц счастья».

«У него золотые руки, — вспоминает мой собеседник. — Он все умеет! И дом построить, и картину нарисовать, и настоящее кружево по дереву вырезать. А создание птиц – это было его хобби, баловство, можно сказать. Работал он в Центре ремесел города Белозерска главным специалистом, а его жена там была директором. Я сходил на пару занятий к Юрию Алексеевичу, а потом за чашкой чая и беседой расспросил, что да как делать с деревом».

— Вы помните свою первую птицу?

— Да, конечно. Это был 1998 год. Она совсем не была похожа на эти, что лежат перед вами. Она была менее красивая. Я сдал ее под реализацию в художественный салон, который находится на площади героев ВОВ, возле русского драмтеатра. Через какое-то время думаю: «Дай-ка я зайду, посмотрю, как там моя птичка поживает». Захожу, смотрю, стоит женщина и вертит птицу в руках — рассматривает. А продавщица мне подмигивает и говорит: «Тссссссс, мол, не спугни». В общем, купила эта женщина мою птичку и отослала ее в Италию, в качестве подарка.

— И в каких же странах живут ваши птицы счастья?

— В Италии, Испании, Австралии, Скандинавии….Это то, что сейчас с ходу вспомнил. Раньше я записывал даже в блокнот, куда продаются мои работы.

— Расскажите о технологии создания такого чуда.

— У меня есть четыре вида птиц по размаху крыльев: 12, 14, 18 и 20 см. А есть совсем маленькие. Делаю я их из сосны и ели, но в основном, из сосны. Беру сырье у одной частной фирмы на ж/д вокзале. Она занимается изготовлением мебели и распилкой древесины. Всегда мне дают хорошие добротные дрова, за что им большое спасибо. Прихожу домой, сажусь на кухне и начинаю делать заготовки. Птица состоит всего лишь из двух деталей, туловища (от головы до хвоста) и крыльев, которые потом между собой соединяются с помощью клея. В процессе изготовления распариваю птичку, чтобы придать форму крыльям, чтобы они не полопались, сушу, потом опять распариваю и снова сушу. Для изготовления птички надо два ножа. Один основной, которым делаю практически всю работу по дереву и другой — специальный тонкий, с помощью которого нарезаю перья.

Виктор Анатольевич, говорит, что для создания деревянного шедевра должно прийти нужное настроение. Бывает даже не хочешь иной раз что-то делать, пребываешь в скверном расположении духа, а сядешь, поработаешь с деревом – и все, как рукой снимает, на душе воцаряются мир и спокойствие.

Несколько лет подряд наш герой ездил на День Независимости в Киев на Андреевский спуск, чтобы продать свои работы. Готовился к этому событию заранее, бережно и с любовью откладывал на продажу птичек в специальный ящик. Каждый год двадцать четвертого августа Виктор Буйко и его супруга везли около пяти десятков птиц в столицу. Но в этом году подобная поездка не планируется.

Каждый киевлянин на день Независимости считает необходимым пойти на Андреевский спуск и оставить там энное количество денег, ибо на этот праздник в город-герой съезжаются народные умельцы со всей Украины и России.

«Птица счастья» — источник позитивной энергии

Деревянные обереги несут в себе колоссальную энергию.

«Был у меня такой случай, — вспоминает мой собеседник. — Стою продаю птиц на ул.Советской. Денег совсем нет, так надеюсь, что кто-нибудь купит мою работу. Тут подходит женщина, вытягивает кошелек. Думаю: «Ну все, есть сегодня деньги на хлеб». А она достает ниточку, а на ней гайка — и она начинает над птицей водить…Нитка начала сильно раскачиваться и потенциальная покупательница говорит: «Ох, какая сильная энергетика у ваших птиц. Я экстрасенс – сразу это почувствовала». «Вы бы лучше птичку купили», — говорю я ей, совсем расстроившись.«Денег нет», — вздохнула женщина и ушла восвояси.

Читать еще:  Лестница пенроуза в реальности как сделать чертежи

У Виктора Буйко есть двенадцатилетняя внучка Катя, но для него она – просто Цыпленок. Именно таким ласковым словом он ее называет. Я интересуюсь, принимает ли внучка участи в создании «птиц счастья».

«Сейчас она как-то охладела к этому занятию, — отвечает Виктор Анатольевич. — А когда была поменьше, то брала так бережно птиц в руки и целовала. Просила у меня: «Деда, дай мне дерево и нож». Я ей вырезал из дерева нож, и она им пыталась что-то мастерить, копируя мои движения. »

— Вы бы хотели кому-нибудь передать свои знания и навыки работы с деревом?

— Конечно. Но такое добро кому попало не передашь. Внучка сейчас потеряла к этому делу интерес, да и не женское это занятие. Пока не появилось в моей жизни человек, которому бы я мог передать свои мастерство. Это должен быть человек с душой, чтобы он сам захотел учиться. Есть у меня одна мечта. И однажды она чуть не воплотилась в жизнь. Когда я торговал на Советской птицами, ко мне подошел покупатель – мужчина, мы с ним разговорились. Он купил птиц для друга, который живет в США и для себя. Сейчас уже не помню, как его зовут, он сам был из области, какой-то мелкий бизнесмен. Каждые выходные этот знакомый приезжал в Луганск и мы регулярно с ним общались. Как-то он мне говорит: «Не хочешь ли поехать в США обучать своему ремеслу американские группы?». Обещал помочь деньгами и я уже чуть ли не паковал чемоданы. Но потом он резко пропал. Через знакомых я узнал, что он попал в больницу с сердечным приступом и потом его родственники повезли на операцию в Москву. С тех пор от него ни слуху ни духу. Это было в 1999 году.

Мой собеседник тяжело вздыхает. Говорит, что птица должна обязательно попасть в руки хорошего человека. И ее ни в коем случае нельзя выбрасывать, если она поломалась – только сжигать. Птицу дарят близким людям, друзьям, молодым на свадьбу, новоселам. Раньше секреты изготовления оберегов передавались из поколения в поколение, и считалось за честь заниматься подобным ремеслом.

Виктор Буйко – уникальный мастер. Без преувеличения скажу, что он – гордость Луганска. Жаль, что в век информационных технологий такие мастера мало кого интересуют. Потому и предпочитаем мы вешать в свои дома китайские обереги по фэн-шуй, ставить денежных жаб во все углы, но не знаем о существовании приносящей в дом удачу и испокон веков почитаемой славянами «птицы счастья».

Для изготовления птицы нужны простые инструменты, которые есть в каждом доме: рубанок, нож, напильник (плоский и круглый), картон, ножницы, линейка, карандаш, а также материал (сосновые брусочки), из которого делают птицу.

Размеры птицы, а также форму головы, туловища и перьев не привожу, они могут быть любыми, что зависит от вкуса мастера.

Изготовить «птицу счастья» не очень сложно, хотя и необходимы большое терпение и аккуратность.

Прежде всего нам понадобятся два бруска из мелкослойной сосны. При этом обратите внимание на то, чтобы годовые слои обязательно были строго параллельны длиннику бруска и, разумеется, древесина бруска должна быть без дефектов. Из одного бруска вытачивают туловище с хвостом птицы (рис. 3). Из другого — крылья (рис. 4). Для того, чтобы точно изготовить перья необходимо заранее вырезать из картона шаблон.

а — заготовка (брусок); б — вырезанное туловище; в — нарезка перьев хвоста; г — так распускают перья

а — заготовка (брусок); б — вырезанное туловище; в — нарезка перьев хвоста; г — так распускают перьяа — заготовка (брусок); б — вырезанные крылья; в — нарезка перьев; г — роспуск перьев правого крыла

Затем необходимо с помощью ножа расщепить крылья и хвост брусков-заготовок на тонкие пластины. Нож подбирают тонкий, с удобной ручкой. Толщина каждой пластины 1. 1,5 мм. Это работа требует опыта и терпения. Поэтому для начала лучше попробовать свои силы на любом подходящем бруске.

Следующая операция, в которой заключается «изюминка» технологии изготовления птицы, «распускание» перьев крыльев и хвоста.
«Распуская» перья на хвосте, самое верхнее перо оставляем на месте, а расположенные ниже перья по очереди заводят на верхние то с одной, то с другой стороны (см. рис. 3).

«Распуская» перья правого крыла верхнее перо 1 отгибают влево (см. рис. 4), после чего правый край кончика верхнего пера заводят под кончик нижележащего пера (благодаря вырезу в перьях, они встанут в замок). Затем отгибают влево второе сверху перо (оно отгибается вместе с верхним пером), и правый край кончика второго пера заводят под кончик третьего пера. И так далее, пока не разведете все перья крыла. Понятно, что перья правого крыла перемещаете влево-вправо, а перья левого крыла — вправо-влево.

Соединяем с помощью задвижных пазов туловище и крылья. Все — «птица счастья» в Ваших руках.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Аудиокниги, радиоспектакли (58)
  • Моя родословная (5)
  • Внешность — уход (277)
  • волосы (51)
  • лицо (142)
  • ноги (70)
  • руки (36)
  • тело (27)
  • Домашнее хозяйство (258)
  • Порядок в доме (53)
  • Пятновыведение, стирка и т.п. (115)
  • чистота в доме (75)
  • чистота на кухне (58)
  • Здоровье (1387)
  • Лекарственные растения (152)
  • Квиллинг (352)
  • Дачные хлопоты. Огород на подоконнике. Комнатные (418)
  • Комнатные цветы (143)
  • Дачные хлопоты. Всегда с урожаем (230)
  • Кулинария (1066)
  • Аэрогриль (7)
  • Выпечка (80)
  • Запеканка (15)
  • Конфеты (23)
  • Напитки (81)
  • Праздничное оформление (70)
  • Литература (245)
  • Афоризмы (123)
  • Притчи (72)
  • Мои творческие работы (81)
  • Другие поделки (7)
  • Закладки для книг (3)
  • Игольницы (1)
  • Конверты для открыток, денег, CD-дисков (6)
  • Открытки своими руками (50)
  • Скрап-страницы (1)
  • Фотографии (11)
  • Музыка (131)
  • Романс (17)
  • Пергамано (31)
  • Путешествия (16)
  • Киев (4)
  • Путешествия по миру (6)
  • Путешествия по России (163)
  • Байкал (2)
  • Красноярск (66)
  • Москва (11)
  • Петербург (74)
  • Рукоделие (2637)
  • Вышивка крестом (797)
  • Полезные советы (5)
  • точечная роспись (19)
  • Шитье (1119)
  • Скрапбукинг (3586)
  • Зарубежные скрапмастера (193)
  • Инструменты (68)
  • Материалы (214)
  • открытки других авторов (152)
  • Скрапмастера России (386)
  • Шаблоны и трафареты (2)
  • тело (0)
  • Хорошие стихи (349)
  • Цветы из бумаги, ткани, лент (723)
  • Цветы из бумаги (359)
  • Цветы из лент (87)
  • Цветы из ткани (171)
  • Электронная библиотека (32)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Статистика

Щепная «Птица счастья». Изготовление своими руками

Родиной этой деревянной игрушки считается Архангельская область. Одно из оригинальных названий игрушки «Поморский голубок». В 60-х годах XX века искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возрадителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище (Лешуконского района, Архангельской области).

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке, подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники.

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси. Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.

При изготовлении этих замечательных птиц, используется свойство древесины расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используем мы, когда колем дрова, расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон.

Настенное панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не полный перечень того, что можно сделать из лучины. Но прежде чем вы попытаетесь смастерить хотя бы самую простую вещь, научитесь правильно колоть древесину. Для работы достаточно иметь всего два инструмента: обыкновенный столовый нож с широким лезвием и топор по руке. Любое полено можно расколоть двояко — в тангентальном направлении и в радиальном.

Чтобы получить лучины с желаемым сколом, годичные слои в бруске-заготовке тоже должны иметь определенную направленность. Так, лучинки с тангентальными плоскостями раскола можно получить от бруска, у которого годичные слои параллельны узкой его грани. Если же годичные слои в бруске на торце параллельны самой большой его грани, то лучины будут получаться с радиальными сколами.

Не забывайте о том, что не все деревья одинаково раскалываются во всех направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от сердцевины, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым облегчают раскалывание.

Читать еще:  Как сделать розу из огурца

Древесина осины и тополя благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех направлениях, поэтому она является основным материалом при производстве спичек.

Хорошо колется во всех направлениях и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.

Имеет значение и ширина годичных колец. Более чистый и ровный скол бывает у мелкослойной древесины.

Во всех щепных изделиях отдельные лучины необходимо связывать друг с другом бечевками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми корнями. Нежелательно применять бечевки из синтетических материалов: они плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечевки, а для жестких — корни ели и сосны.

Заготовив необходимые материалы, приступайте к работе. Прежде чем расщеплять заготовку на тонкие лучины, увлажните ее, положив в какую-нибудь посуду и залив горячей водой. Через полчаса сделайте пробу. Если заготовка плохо расщепляется, то еще немного подержите ее в воде. Если же, наоборот, она слишком разбухла, то немного подсушите ее. Нож, которым вы будете расщеплять заготовки, не должен быть очень острым. Иначе он будет резать, а не расщеплять древесину, нарушая целостность волокон. Расщепляя простой брусок, вы получите лучины в виде прямоугольных полос, которые в основном идут на плетение. Из полос можно сплести корзину, коврик под вазу или подставку под горячее.

Чтобы упростить работу, вы можете в считанные минуты сделать простейшее приспособление из двух брусков. В торцах брусков, примерно на высоте миллиметра, сделайте два пропила и вставьте в них нож. Бруски прибейте к краю стола или верстака. Между брусками с тыльной стороны ножа сделайте на верстаке неглубокий желоб, обеспечивающий свободное прохождение лучины. Подавая заготовку на острие ножа, вы довольно быстро расщепите заготовку на лучины одинаковой толщины.

Лучше всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Она легко расщепляется на тонкие пластинки и хорошо гнется. Старые мастера подметили, что мелкослойная древесина чаще всего встречается у сосны, выросшей в болотистом месте. У такой сосны золотистая древесина с красивым мерцающим блеском. Но вместо традиционной сосны можно успешно применять прямослойную и легко расщепляемую древесину ели, осины, липы и других деревьев. И еще одно условие: дерево, подготовленное для щепной игрушки, должно быть достаточно пластичным. Степень пластичности древесины определяется так. От заготовки отделите ножом небольшую щепку и с боков ее вырежьте по уголку. Поверните одну часть щепки относительно другой примерно на 90°. Если щепка не сломалась, дерево готово к употреблению. Ну а если сломалась, придется увеличивать влажность древесины. Опустите заготовку в воду, на несколько часов, а затем снова испытайте ее на гибкость. Если древесина все еще продолжает оставаться хрупкой — опять замочите ее. Необходимо, чтобы влага равномерно распределилась в древесине. На этот раз заготовку держите в воде недолго: перенасыщенная влагой древесина станет слишком вязкой и будет плохо расщепляться. Поэтому опытным путем постарайтесь вовремя определить оптимальную влажность дерева.

Для изготовления оригинальной щепной птицы вам потребуется два ровных бруска длиной 200 мм и сечением 28 х 14 мм каждый. Обрабатывая заготовку, постарайтесь обтесать дерево так, чтобы годичные слои были параллельными одной из сторон бруска.

Из одного бруска сначала вырезаются туловище и голова птицы. Не старайтесь передать их с натуралистической точностью — такое условие будет противоречить условному декоративному рисунку оперения. Перья правого и левого крыла, а также хвоста должны быть одинаковыми по рисунку, поэтому делать их нужно по шаблону, вырезанному из тонкого картона или плотной бумаги. Поочередно накладывая на каждую из двух заготовок шаблон, обведите карандашом контуры пера. Затем прорежьте ножом заготовки по намеченным контурам и пропилите пазы для соединения брусков друг с другом. Теперь приступайте к расщеплению брусков на тонкие пластинки. Эта операция самая ответственная. Она требует терпения и аккуратности. Запомните: толщина каждой пластинки должна быть не более 1–1,5 мм. Чем тоньше пластинки, тем ажурней и воздушней будет птица.

Следующий этап в изготовлении птицы северяне образно называют «распусканием перьев». Приподнимите слегка верхнее перо крыла и осторожно отогните его влево. Правый край отогнутого пера осторожно заведите за лежащее ниже перо. Затем отогните влево второе перо вместе с первым и его правую кромку подведите под третье перо. Остальные, перья крыла распускаются так же, как и два первых. Обратите внимание — с каждым последующим пером увеличивается угол, на который вы его отгибаете, поэтому последние перья крыла стараются разводить особенно осторожно. Разводя перья другого крыла, не забудьте, что перья левого крыла нужно распускать справа налево, а правого — слева направо.

Перья хвоста нужно разводить в другом порядке. Все перья отгибаются поочередно вправо — влево, вправо — влево… неподвижным остается только верхнее перо. Когда хвост будет полностью распущен, то верхнее перо окажется в середине, а справа и слева от него будет равное количество перьев.

Остается лишь прикрепить крылья к туловищу, вбив тонкий крюк для бечевки, и диковинная жар-птица готова.

Изготовление традиционной щепной «Птицы счастья». (Сибирь)

Птица счастья — деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Элемент поморского ремесла.Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.Изготавливается из цельного бруска, щепки, без применения клея и крепежных элементов, путем нарезки тонких лепестков и специального метода изгибания, лепестки получившихся крыльев и хвоста могут соединяться нитками.Обычно делается из дерева сосны, ели, пихты или сибирского кедра.

Есть у древесины замечательное свойство — расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используем мы, когда колем дрова, расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон. Но и позже, когда появились пилы, деревенские зодчие предпочитали изготавливать доски для кровли по старинке. И вот почему. Пила, перерезая древесные волокна, открывала доступ влаге внутрь доски, и от этого она быстрей загнивала. У колотой доски цельность волокон не нарушалась, а значит, и кровля из таких досок служит дольше.

Уже давно на смену кровельным доскам и щепе пришли жесть и шифер, а на смену светцу с березовой лучиной — электросветильники, но люди по-прежнему продолжают использовать, чудесную способность древесины раскалываться вдоль волокон. Их привлекает высокая декоративность колотой древесины: ее блеск, красивый текстурный рисунок и сочные янтарные оттенки.

Настенное панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не полный перечень того, что можно сделать из лучины. Но прежде чем вы попытаетесь смастерить хотя бы самую простую вещь, научитесь правильно колоть древесину. Для работы достаточно иметь всего два инструмента: обыкновенный столовый нож с широким лезвием и топор по руке. Любое полено можно расколоть двояко — в тангентальном направлении и в радиальном. Если полено раскалывать так, чтобы плоскость раскола проходила через сердцевину, то получатся баклуши, у которых поверхности скола будут радиальными. А если раскалывать в любом другом направлении, только не через сердцевину, то из-под топора будут выходить баклуши с тангентальными поверхностями скола. На любом куске дерева радиальный и тангентальный сколы можно определить по рисунку годичных слоев. На первом годичные слои видны в виде параллельных полос, а на втором — в виде характерных дугообразных линий.

Чтобы получить лучины с желаемым сколом, годичные слои в бруске-заготовке тоже должны иметь определенную направленность. Так, лучинки с тангентальными плоскостями раскола можно получить от бруска, у которого годичные слои параллельны узкой его грани. Если же годичные слои в бруске на торце параллельны самой большой его грани, то лучины будут получаться с радиальными сколами.

Не забывайте о том, что не все деревья одинаково раскалываются во всех направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от сердцевины, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым облегчают раскалывание. При тангентальном расколе они, наоборот, словно суровыми нитками стягивают древесные волокна. Эти особенности дуба учитывают заготовители бондарных клепок.

Древесина осины и тополя благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех направлениях, поэтому она является основным материалом при производстве спичек.

Хорошо колется во всех направлениях и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.

Имеет значение и ширина годичных колец. Более чистый и ровный скол бывает у мелкослойной древесины.

Если поместить лучину напротив горящей лампы, то лучина как бы засветится мягким теплым светом. Возьмите сразу несколько лучинок из древесины разных пород и сравните их цвет и рисунок. Каждая из них будет светиться по-своему. Древесные волокна осины против света из белых превращаются в золотисто-соломенные. Примерно такой же цвет приобретают лучинки тополя и липы. А лучинки более плотной древесины березы просвечиваются слабее — они окрашиваются в густой желто-охристый цвет. Особенно красива на просвет древесина хвойных деревьев: сосны, ели, лиственницы и кедра. Лучины этих деревьев против света словно наливаются янтарем самых разнообразных оттенков — от светло-оранжевого до малиново-красного. Множество оттенков имеют лучинки из сосны. Почти малиновый цвет приобретают те их участки, которые расположены близко к сучкам и содержат много смолы. На просвет хорошо различается текстура, которая делает древесину еще более выразительной.

Читать еще:  Как сделать кредитную карту сбербанка онлайн

Все эти особенности нужно учитывать в первую очередь при работе над различными светильниками. С декоративными полями абажур можно набрать из лучинок с различной окраской, чередуя сосновую лучину с осиновой, липовую с еловой. Чередуя две темно окрашенные лучины с одной светло окрашенной и наоборот, вы можете строить композицию на четком ритме цветовых пятен. Лучины из цветной древесины ольхи, дуба, яблони, груши и вишни почти совсем не просвечиваются, поэтому для светильников они малопригодны. К тому же яблоня и груша довольно плохо раскалываются в заданном направлении.

Во всех щепных изделиях отдельные лучины необходимо связывать друг с другом бечевками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми корнями. Нежелательно применять бечевки из синтетических материалов: они плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечевки, а для жестких — корни ели и сосны.

Поскольку у абажура должна быть жесткая конструкция, лучины друг с другом желательно сплачивать корнями. Если корни заготовить не удалось, то вместо них используйте бечевки из луба или пеньки. Только в этом случае с внутренней стороны абажура для жесткости укрепите обручи из распаренной лучины.

Заготовив необходимые материалы, приступайте к работе. Прежде чем расщеплять заготовку на тонкие лучины, увлажните ее, положив в какую-нибудь посуду и залив горячей водой. Через полчаса сделайте пробу. Если заготовка плохо расщепляется, то еще немного подержите ее в воде. Если же, наоборот, она слишком разбухла, то немного подсушите ее. Нож, которым вы будете расщеплять заготовки, не должен быть очень острым. Иначе он будет резать, а не расщеплять древесину, нарушая целостность волокон. Расщепляя простой брусок, вы получите лучины в виде прямоугольных полос, которые в основном идут на плетение. Из полос можно сплести корзину, коврик под вазу или подставку под горячее.

Чтобы упростить работу, вы можете в считанные минуты сделать простейшее приспособление из двух брусков. В торцах брусков, примерно на высоте миллиметра, сделайте два пропила и вставьте в них нож. Бруски прибейте к краю стола или верстака. Между брусками с тыльной стороны ножа сделайте на верстаке неглубокий желоб, обеспечивающий свободное прохождение лучины. Подавая заготовку на острие ножа, вы довольно быстро расщепите заготовку на лучины одинаковой толщины.

Для декоративных «панно и светильников лучины дополнительно украшают фигурными прорезями. Совершенно одинаковые Очертания прорезей на отдельных лучинах достигаются благодаря прорезанию желобков на ваготовке до ее расщепления. Готовые резные лучины в зависимости от назначения изделия переплетите бечевкой или корнем, сложенным пополам. Прорезные узоры, которые можно составить из лучин, имеют множество вариантов.

Высокая пластичность, которой обладают тонкие лучинки, дает возможность придавать им определенный изгиб, необходимый при создании изделий более сложной формы. Чтобы изготовить абажур, имеющий криволинейную боковую поверхность, образованную из множества гнутых лучин, нужно из толстой доски вырезать два одинаковых шаблона. Одна сторона каждого шаблона должна точно повторять линию изгиба поверхности абажура. Шаблоны соедините врезными рейками. Длина реек должна быть несколько больше периметра самой широкой части абажура. При этом условии «можно согнуть сразу все лучины, входящие в абажур. Перед тем как вставить лучины в готовое приспособление, распарьте их в кипятке в течение 5—10 минут. Приспособление вместе с заправленными в него влажными лучинами поместите где-нибудь около теплой батареи или печи. Сохнуть они должны не менее суток. После полного высыхания лучины сохранят сообщенный им изгиб. Остается только переплести их расщепленными корнями.

Был когда-то на русском Севере обычай украшать избы деревянными щепными птицами. Подвешенные на тонкой бечевке к потолку, забавные птицы мирно «дремали» весь день. А по вечерам, когда вся семья собиралась за столом у кипящего самовара, а изба наполнялась неторопливым говором, чудо-птица вдруг оживала. Медленно вращалась она над столом, словно заглядывала во все уголки избы, проверяя, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

Подвешивали птицу над столом, а точнее, над тем местом, где обычно стоял самовар. Нетрудно догадаться почему. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться. Деревянную жар-птицу хозяин дома чаще всего делал сам, благо инструменты для этого требовались самые простые — нож да топор. Отец передавал свое мастерство сыновьям, а те, вырастая, учили делать диковинных птиц своих детей — так на протяжении многих десятилетий сохранялось у северян это удивительное ремесло. Секреты изготовления щепных птиц не потеряны и в наше время. Сегодня не только деревенские жители, но и горожане охотно украшают свои квартиры забавными щепными скульптурами.

Лучше всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Она легко расщепляется на тонкие пластинки и хорошо гнется. Старые мастера подметили, что мелкослойная древесина чаще всего встречается у сосны, выросшей в болотистом месте. У такой сосны золотистая древесина с красивым мерцающим блеском. Но вместо традиционной сосны можно успешно применять прямослойную и легко расщепляемую древесину ели, осины, липы и других деревьев. И еще одно условие: дерево, подготовленное для щепной игрушки, должно быть достаточно пластичным. Степень пластичности древесины определяется так. От заготовки отделите ножом небольшую щепку и с боков ее вырежьте по уголку. Поверните одну часть щепки относительно другой примерно на 90°. Если щепка не сломалась, дерево готово к употреблению. Ну а если сломалась, придется увеличивать влажность древесины. Опустите заготовку в воду, на несколько часов, а затем снова испытайте ее на гибкость. Если древесина все еще продолжает оставаться хрупкой — опять замочите ее. Необходимо, чтобы влага равномерно распределилась в древесине. На этот раз заготовку держите в воде недолго: перенасыщенная влагой древесина станет слишком вязкой и будет плохо расщепляться. Поэтому опытным путем постарайтесь вовремя определить оптимальную влажность дерева.

Щепная жар-птица.
Последовательность ее изготовления.

Для изготовления жар-птицы вам потребуется два ровных бруска длиной 200 мм и сечением 28 х 14 мм каждый. Обрабатывая заготовку, постарайтесь обтесать дерево так, чтобы годичные слои были параллельными одной из сторон бруска. Сосна одинаково хорошо расщепляется как в тангентальном, так и в радиальном направлении.

Из одного бруска сначала вырезаются туловище и голова птицы. Не старайтесь передать их с натуралистической точностью — такое условие будет противоречить условному декоративному рисунку оперения. Перья правого и левого крыла, а также хвоста должны быть одинаковыми по рисунку, поэтому делать их нужно по шаблону, вырезанному из тонкого картона или плотной бумаги. Поочередно накладывая на каждую из двух заготовок шаблон, обведите карандашом контуры пера. Затем прорежьте ножом заготовки по намеченным контурам и пропилите пазы для соединения брусков друг с другом. Теперь приступайте к расщеплению брусков на тонкие пластинки. Эта операция самая ответственная. Она требует терпения и аккуратности. Запомните: толщина каждой пластинки должна быть не более 1–1,5 мм. Чем тоньше пластинки, тем ажурней и воздушней будет птица.

Следующий этап в изготовлении птицы северяне образно называют «распусканием перьев». Приподнимите слегка верхнее перо крыла и осторожно отогните его влево. Правый край отогнутого пера осторожно заведите за лежащее ниже перо. Затем отогните влево второе перо вместе с первым и его правую кромку подведите под третье перо. Остальные, перья крыла распускаются так же, как и два первых. Обратите внимание — с каждым последующим пером увеличивается угол, на который вы его отгибаете, поэтому последние перья крыла стараются разводить особенно осторожно. Разводя перья другого крыла, не забудьте, что перья левого крыла нужно распускать справа налево, а правого — слева направо.

Перья хвоста нужно разводить в другом порядке. Все перья отгибаются поочередно вправо — влево, вправо — влево. неподвижным остается только верхнее перо. Когда хвост будет полностью распущен, то верхнее перо окажется в середине, а справа и слева от него будет равное количество перьев.

Остается лишь прикрепить крылья к туловищу, вбив тонкий крюк для бечевки, и диковинная жар-птица готова.

Освоив технологию изготовления простейшей птицы, вы можете приступать к выполнению более сложного задания по предварительно разработанному эскизу. Современные народные мастера создают не только отдельных щепных птиц с оригинальными пластическими решениями, но порой очень сложные многофигурные композиции.

Источники:

http://www.perunica.ru/rukodelie/820-derevyannaya-ptica-schastya.html
http://www.liveinternet.ru/users/galina_gr/post350172588
http://svetafonseca.livejournal.com/153530.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector