3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать экологическую тропу в детском саду

Экологическая тропа на участке детского сада

Марина Мутева
Экологическая тропа на участке детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/сад №27 «Звоночек» муниципального образования город-курорт Анапа

Экологическая тропа

на участке детского сада

«Человек был и всегда остается

сыном природы, и, то, что

роднит его с природой,

для его приобщения к богатству

В. А. Сухомлинский.

Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.

В качестве объектов экологической тропинки могут быть: различные виды пород деревьев, в том числе редких (аллеи, отдельно растущие редкие породы, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные или природные); уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейники; норки животных; гнездовья птиц; метеостанция; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Мир, окружающий ребенка — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней — одна из главных задач воспитателей и родителей. Чтобы оберегать и любить родную природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду

В нашем детском саду № 27 «Звоночек» пос. Суворов – Черкесский педагогами разработана и создана уникальная экологическая тропа.

Прежде, чем она появилась, воспитателями была проведена большая предварительная работа. Мы тщательно изучали литературные источники, общались с педагогами других учреждений, советовались с родителями воспитанников.

С чего мы начинали.

Этапы создания и оформления тропинки:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться на стенде, который расположен в начале экологической тропы.

3) Выбор вместе с детьми хозяйки тропы – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропы.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Использование экологической тропы детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Наша кукла Флора — хозяйка экологической тропы.

Кукла Флора предлагает пройти на определенную видовую точку.

— загадывает загадки, чтобы узнать: за чем именно будем наблюдать;

— задает вопросы, связанные с объектом наблюдения;

— знакомит детей с этими объектами;

— предлагает по схеме – плану найти объект, к которому приглашает детей;

— проводит игры такие как: «Узнай цветок», «Доскажи словечко», «Обобщающие слова», «Что лишнее?», «Когда это бывает?» и др.

-пишет письма детям, в которых предлагает ответить на вопросы – задания, пофантазировать на разные темы.

-знакомит детей со стихотворениями и пословицами о природе (животных, растениях, явлениях природы, временах года) и помогает их заучить наизусть.

— в непосредственно образовательной деятельности используется как сюрпризный момент, помогая педагогу настроить детей на продуктивную работу.

Читать еще:  Как сделать теннисный стол своими руками

Дети в нашем детском саду с удовольствием проводят время на экологической тропе вместе с феей Флорой. Их привлекает внешний вид экологической тропы, напоминающий сказочное волшебство около каждой видовой точки. Также содержание, средства и методы работы для осуществления воспитательно-образовательного процесса. Нами разработаны серии занятий по «Экологической тропе», план-модель экологической недели, экскурсии-наблюдения, экскурсии-прогулки, экологические турнир, КВНы, утренники, паспорта видовых точек экологической тропы, картотеки опытов и экспериментов.

В этом году экологическая тропа пополнилась насекомыми, животными и птицами занесенными в красную книгу «Государственного заповедника «Утриш». «Государственный заповедник «Утриш» – уникальный реликтовый можжевелово-фисташковый лес на Черноморском побережье Краснодарского края. Имеет статус регионального заказника.

В нашем детском саду № 27 «Звоночек» ведется активная работа в этом направлении.

Основные задачи нашей работы:

1) расширение представлений детей о природе Утриша;

2) углубление знаний о растениях и животных Утриша;

3) привитие детям любви и бережного отношения к родной природе;

4) развитие умений узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям, образу жизни;

5) формирование у детей природоориентированной картины мира.

Также ведется продуктивная работа по ознакомлению с необыкновенной флорой и фауной, привитию любви и бережного отношения к родной природе среди наших воспитанников. В прошлом году детьми подготовительной группы и педагогами был изготовлен макет заповедной зоны Утриша, который участвовал в конкурсе и занял призовое 3 место.

В этом году педагогами детского сада, воспитанниками,родителями был изготовлен дидактический коврик заповедной зоны Утриша. На котором изображен растительный и животный мир, занесенный в Красную книгу «Заказника Утриша».

Экологическая тропа в условиях ДОУ

Введение

«Надо понять, чтобы полюбить;
полюбить, чтобы понять».
Сухомлинский В.А.

В нашей местности зима длится не один месяц, а почти полгода. В холода дети много времени проводят в помещениях. Мы создали экологическую тропинку внутри здания детского сада. Она помогает включать детей в наблюдения, позволяет проводить простые опыты и эксперименты, узнавать новое в обычном окружении.

Экологическая тропинка, созданная в нашем ДОУ, позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Что такое экологическая тропинка?

Это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда видовых точек – объектов. Рисунок 1

Организация экологической тропинки в здании детского сада.

Подбирается материал, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в зимнее время года. Хотя мы ходим по тропе в здании детского сада, детям совсем не скучно. Материал и формы работы подбираются разнообразные; меняются, всегда находится что-то новое, необычное, интересное и увлекательное для детей.

Составляется картосхема экологической тропинки для первого и второго этажей здания детского сада, но которой указываются все помещения и значками отмечаются точки экологической тропинки.

Хозяином экологической тропинки стал придуманный взрослыми и детьми сказочный герой – Садовичок, который предлагает детям задания в корзинке: отыскать какое-то растение (по описанию или по загадке), угадать, где находится какой-то объект и исследовать его, сочинить сказку, нарисовать «портрет» животного.

Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

Рисунок 2

При походе по тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, попить чай из трав, послушать сказку, легенду и т.д.

После похода по тропе можно сделать зарисовки или вылепить из глины, солёного теста мини-скульптуру какого-нибудь понравившегося объекта.

Обращается внимание детей на красоту природных объектов, их значимость для других.

При путешествии по экологической тропе используются разнообразные виды детской деятельности, различные формы и методы работы:

  • экологически занятия;
  • экологические экскурсии;
  • экологические акции;
  • лаборатория юного эколога;
  • коллекционирование;
  • экологические выставки;
  • экологические игры и др.

Расширяется и пополняется экологическая предметно-развивающая среда разнообразием живых и неживых объектов.

Объектами нашей экологической тропы являются:

  • Флористические композиции
  • Планетарий
  • Центр воды и песка
  • Центр науки (лаборатория)
  • Коллекция птиц
  • Коллекция насекомых
  • Коллекция «Грибы»
  • Коллекция «Цветы Земли»
  • Улитки
  • Фитобар
  • Коллекция «Волшебный мир камней»
  • Коллекция «Чудо-дерево»
  • Мини-огороды на окнах
  • Галерея с репродукциями картин известных художников
  • Выставочный зал
  • Фонотека, видеотека
  • Зимний сад
  • Кактусарий
  • Экологическая комната
  • Изостудия
  • Коллекция «Мир бабочек
  • Альпийская горка в помещении

Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.

Читать еще:  Как сделать трубу на крыше

Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!

Краткое описание точек – объектов экологической тропы в ДОУ.

Альпийская горка в помещении.

Детям рассказывают о том, что такое альпийская горка, можно рассмотреть и потрогать камни, рассказать об особенностях растений, развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Рисунок 3

Флористические композиции, сухие букеты.

Созданы оригинальные композиции и картины из растений, сухоцветов. Дети знакомятся с растениями, способами их обработки, окраски, сроками заготовки, местом произрастания и с тем, как их использует человек.

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Планетарий.

Детей знакомят с солнечной системой, рассматривают отдельные планеты.

Рисунок 7

Рисунок 8

Центр воды и песка.

Демонстрируются отдельные свойства песка и воды, проводятся элементарные опыты, игры. Рассматривается карта нашего края, района с целью формирования представлений, где находится вода (реки, озёра) и песчаные почвы.

Рисунок 9

Рисунок 10

Центр науки — лаборатория.

Дети рассматривают массовый материал для экспериментирования, проводят краткие простые опыты, наблюдают за прорастанием растений, таянием снега и т.д., делают маленькие открытия.

Рисунок 11

Коллекция птиц.

Показываем разнообразие «птичьего» мира, знакомим с условиями их жизни, повадками.

Рисунок 12

Коллекция насекомых

Дети знакомятся с миром насекомых, с его многообразием. Узнают о роли насекомых в жизни растений, людей, животных.

Рисунок 13

Коллекция «Цветы Земли».

Знакомит детей с цветами Земли – луговыми, садовыми, полевыми, комнатными, с людьми и профессиями, связанными с цветоводством. Дети принимают участие в пополнении коллекции иллюстрациями, открытками, собирают стихи, песни, загадки, легенды и мифы о цветах.

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Улитки.

Рисунок 17

Фитобар.

Рисунок 18

Рисунок 19

Зимний сад.

Показывает разнообразие комнатных растений, животных (попугай, канарейка, хомячки, морские свинки, крысы, ёж, черепаха, тритоны). Дети наблюдают за их поведением, узнают, что необходимо для ухода за обитателями и какие условия необходимы. Во время похода по тропинке здесь можно отдохнуть, поиграть.

Рисунок 20

Рисунок 21

Кактусарий.

Рассматривают разные виды кактусов, сравнивают их, обсуждают, где они растут, почему так выглядят (запасают воду).

Рисунок 22

Экологическая комната.

Знакомит детей с коллекцией плодов, семян, иллюстрациями животных, растений, географическими картами, макетами (уголок пустыни, саванны, морские обитатели, Север, муравейник и др.).

Дети узнают об особенностях растительных и животных сообществ, о взаимосвязях растений и животных, о природных зонах. Знакомятся с экспонатами музея камней (природными и искусственными, декоративными и морскими (речными).

Рисунок 23

Аквариум.

Проводятся наблюдения за рыбами, улитками, слушаются рассказы обо всех обитателях аквариума, их приспособленности к жизни в пресной воде, растениях аквариума. Осуществляется процесс кормления рыбок.

Коллекция минералов, полезных ископаемых.

Показывают разнообразие полезных ископаемых, минералов. Рассматривают карту нашего богатого края и находят на ней значки, обозначающие месторождения.

Коллекция «Чудо-дерево».

Рассматривают на одном «дереве» листья, плоды с самых разных деревьев и кустарников нашей местности, слушают рассказ о каком-либо конкретном растении, узнают его в разные времена года, сравнивают.

Коллекция «Волшебный мир камней».

Дети знакомятся с происхождением камней – вулканом. Узнают о камнях- украшениях, камнях-помощниках, о строительных камнях и др.

О возможностях использования камней человеком, камнях, рождённых морем (рекой). Здесь проводят беседы, исследования, читают книги, играют.

Фонотека, видеотека.

Прослушиваются звуки природы, просматриваются видеофильмы о природе.

Краны с водой.

Обсуждается, откуда берётся вода в кране, какой путь она проходит пока попадает в помещения (здания), как она используется. Почему и как её нужно беречь (знаки нарисованы детьми).

Мини-огороды на окнах.

Знакомим детей с разными культурами, с тем, что выращивают дети разных групп детского сада, что необходимо для роста растений. Наблюдаем за изменениями, ростом растений. Выращиваем зелень на корм для животных живого уголка, используем как декорации к спектаклям.

Рисунок 24

Галерея с картинами, иллюстрациями о природе.

Рассматривают картины, обращая внимание детей на то, что природа прекрасна в любое время года, как её видели разные авторы, как отобразили.

Выставочный зал.

Рассматривают экспонаты сезонных выставок (осенней, зимней, весенней), выполненные детьми, родителями из различного бросового и природного материала, рисунки детей о природе. Экскурсоводами выступают сами дети.

Изостудия.

Дети могут сделать зарисовки, рассмотреть картины художников. Вспомнить о свойствах глины, изготовить поделку из глины, познакомиться с изделиями мастеров гончарного дела.

Список литературы

  1. Баттерфилд М. Бабочка. – М.: Фламинго, 1998.
  2. Баттерфилд М. Цветок. – М.: Фламинго, 1998.
  3. Баттерфилд М. Птица. – М.: Фламинго, 1998.
  4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. — М.: Просвещение, 1978.
  5. Зубкова Т., Аромштам М. В гостях у старого дерева. – М.: Чистые пруды, 2007.
  6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академа, 1999.
  7. Николаева С.Н. Юный эколог. «Мозаика-синтез», 1999.
  8. Павлова Н.М. Загадки цветов. – Л.: Детская литература,1977.
  9. Рыжова Н.А. Сказки и экологическое образование. // Вестник АсЭкО. – 1995. № 4(8).
  10. Рыжова Н.А. Невидимые ниточки природы. – М.: Международный универститет,1995.
  11. Смирнова В.В. Тропинка в природу. – СПб: 2001.
  12. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
  13. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? – М.: Гном и Д, 2001.
  14. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
  15. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
  16. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? – М.: Гном и Д, 2001.
Читать еще:  Как сделать кухню из картона

Познавательный исследовательский проект «Экологическая тропа» в детском саду. Старшая группа

Данный проект способствует организации экологической и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, способствует практическому взаимодействию детей с окружающей природой и бережному отношению к ней.
Вид проекта: долгосрочный, познавательно — исследовательский.
Участники проекта: воспитанники ДОУ, воспитатели групп, родители воспитанников.
Характеристика экологической тропы
Вид тропы: экологическая
Местонахождение: СП «Детский сад «Семицветик» ГБОУ СОШ ОЦ «Южный город», пос. Придорожный Волжского района Самарская области.
Год закладки: 2019
Состояние тропы: создаваемая
Режим пользования: ежедневно с 07 – 19 часов
Назначение экологической тропы: познавательная, трудовая, развивающая, экспериментальная деятельности.
Экологическая тропа располагается на территории детского сада, открытого в 2018 году в районе жилого комплекса «Южный город». Микрорайон можно охарактеризовать как экологически чистый и быстрорастущий. Главная проблема на данный момент как микрорайона в целом, так и территории ДОУ в частности – это низкий процент озеленения участков. Решение данной проблемы кроется в создании объектов живой природы и озеленения, к которым и относится экологическая тропа детского сада.

Этапы создания экологической тропы
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление маршрута экологической тропы разного назначения: в помощь воспитателям и родителям; для детей.
3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости.
4. Составление паспорта экологической тропы.
5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

— экологические дорожные знаки и указатели.

Оборудование экологической тропы было начато с составления картосхемы, на которой обозначились объекты на местности. Далее обследовался маршрут тропы.

Станции маршрута экологической тропы “Удивительное раздолье”

Что знаем?
Береза – это дерево;
Есть черные черточки;
Береза растет из земли;
Есть сережки;
Тонкие ветки, белый ствол;
Береза красивая;
В древности писали на бересте;
Птички любят сидеть на березе;
Можно спрятаться от жары;
Про березу много стихотворений.

Что хотим узнать?
Откуда взялись черные полосочки?
Почему есть сережки? Почему белый ствол?
Можно ли есть бересту?
Как собирать березовый сок?
Почему под березой прохладно даже в жару?
Какую пользу приносит береза?
Что можно сделать из березы?
Почему именно береза символ России?

Как мы это узнаем?
Расскажет воспитатель.
Спрошу у бабушки/родителей.
Узнаем из энциклопедии/интернета.
Узнаем из познавательного фильма/передачи

Мероприятия по образовательным областям
Наблюдение за работой дворника.
Сюжетно-ролевые игра: «Магазин «Семена», «Озеленитель» и др.
Хороводные игры, игры с правилами, настольные игры.
Беседы: «Почему береза – символ России».
Просмотр презентации о березе.
Беседа с детьми: «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»
Знакомство с профессиями –/дворник/лесник
Рассказ воспитателя и чтение познавательной литературы.
Наблюдения за березой на участке детского сада.

Исследовательская деятельность: «Для чего дереву почки?», «Какой стороной дышат листья?», «Жизненный цикл растения» и др.

Создание мини-лаборатории для исследования березы: изучение коры, бересты, листьев.

Дидактические игры: «Что лишнее», «Что от чего», «С какого дерева листок», «Составь картинку». Оформление фотоальбома «Береза под моим окном» Педагоги могут провести беседу с воспитанниками на тему: «Как можно помочь природе».

Задачи: Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе»; сочинения и стихи по теме; фотостенд, посвященный деятельности детей в природе; выставка кормушек, скворечников; плакаты на тему охраны природы; поделки из природного материала; памятки «Что должен уметь юный друг природы».

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskaja-tropa-na-uchastke-detskogo-sada.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/530216/
http://ped-kopilka.ru/blogs/valentina-grigorevna-azelkireva/poznavatelno-isledovatelskii-proekt-yekologicheskaja-tropa.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×