Как сделать колесо из дерева
Деревянное колесо своими руками
Цивилизация уже давно проникла и в наши деревни и села, и все реже встретишь на сельских дорогах телегу с деревянными колесами. Но все древнее мастерство изготовления деревянных колес не угасло, и в некоторых случаях такие деревянные изделия пользуются большим спросом. Во-первых, сейчас часто деревянные колеса используются в декоративных целях, а во-вторых, есть еще хозяева, которые отдают предпочтения именно колесам из дерева.
Сейчас чаще к телегам цепляют колеса с шинами – ехать так комфортнее, меньше трясет на ухабах, но для лошади гораздо проще тянуть телегу на деревянных колесах, они легче по ходу и грязь к ним меньше пристает.
Технология изготовления колеса может пригодиться для тачки, телеги или другого устройства с вращающимися элементами конструкции.
Правила изготовления деревянных колес
Ранее деревянные колеса изготавливались согласно ГОСТа, который жестко ограничивал размеры: наружные диаметры колес для одноконных телег должны были иметь диаметр 630 и 720 мм передних колес и 900 задних, а для пароконных повозок передние диаметры были 900 мм, а задние – 1080 мм.
Деревянное колесо, которое чаще всего использовалось для гужевых повозок, состояло из цельногнутого обода или было цельноободным (из единого деревянного бруска). Также встречались собранные из секций (косяковые) колеса и колеса с цельнодеревянными спицами и ступицей. Иногда деревянные колеса укрепляли металлическими поковками.
Процесс изготовления деревянного колеса
Изготовление деревянных колес состоит из следующих этапов: подготовки заготовок, обработки, сборки и оковки колес.
В качестве заготовки для колеса обычно мастера используют кленовую древесину. Раньше дерево рубили, нарезали на чурбаки по 30 сантиметров и больше (до двух метров), а потом заготовки сохли до нужной кондиции. Далее их кололи топорами на косяки или пилили двуручной пилой.
Гнутье обода деревянного колеса
Заготовки распаривали и изгибали на круге: один конец деревянной заготовки закрепляли вместе с железным ободом в специальной выемке между упором и кругом, а за второй конец двое мастеров с силой жали руками. После того, как закрепленный конец немного сгибался, свободный конец закрепляли цепью или тросом с жердью и продолжали сгибать заготовку.
Конец заготовки окончательно догибали ручным воротом, а затем концы обода связывали лыком или проволокой и оставляли на круге на пол часа для остывания.
В этом процессе обычно участвовало 3 работника – двое гнули обод, а третий следил за правильным сгибанием заготовки на круге. За одну смену при определенной сноровке удавалось согнуть 40-45 ободов.
Готовые ободы сортировали и укладывали под навесом один на другой по 20 штук.
Затем обод обрабатывали рубанком для придания гладкости, а на вогнутой его стороне просверливали гнезда.
Изготовление ступицы
Ступица является центральной частью колеса, которая через спицы соединяется с ободом. По стандарту ее длина равна 280 мм, а диаметры 190 и 167 мм.
В старину ступицы обрабатывали в ножных самодельных токарных приспособлениях. Одной ногой рабочий качал маятник, и заготовка вращалась на скорости 30-40 оборотов в минуту. В качестве резца использовали длинное приспособление в виде лопатки, которое обрезало распаренное дерево.
Для ступиц использовали заготовки из твердых лиственных пород диаметром 20-25 см. Деревянные полена распиливали на отрезки по длине ступицы. Диаметр заготовки мог быть от 200 до 250 мм с шагом в 10 мм. Заготовки до 210 мм шли на ступицы диаметром 167 мм, а остальные размеры были для ступиц с диаметром 190 мм.
Предварительно ступицы обрабатывались топором, а потом их дорабатывали на токарных станках. Затем в центре в продольном направлении сверлили отверстие для оси повозки, а в утолщении посредине делали гнезда для спиц в количестве 10-11 штук для переднего колеса или 11-12 шт. для заднего колеса. Места гнезд размечали по шаблону.
Затем на ступицу надевали 4 металлических обруча: на утолщенные конец и на более тонкий.
Изготовление спиц
Делались спицы из твердой лиственной древесины. Заготовки пилили на чурбаки нужной длины, строгали или обтесывали топором. Заготовки спиц по стандартам имели размеры: толщину 45 мм, ширину 65 мм и длину 320, 360, 450 и 540 мм.
Спицы крепятся одной стороной в гнездах ступицы, а второй в ободе. Часть спицы, закрепляемая в ободе, называется застригом, а в ступице – всадом. Шипы спиц надо делать такими, чтобы их концы не доходили до до внешней поверхности обода на пару миллиметров, а до втулки ступицы на 12-13 мм. У всада спица должна быть толще, поскольку здесь возникают наибольшие усилия. Бесспорно, болезнь лучше предупредить, чем впоследствии лечить осложнения, вызванные заболеванием.
- Возле заделки в обод – не меньше 50 мм
- Возле заделки в ступицу – не меньше 55 мм
- Диаметр шипа в ободе – не менее 24 мм
- Толщина шипа в ступице – не меньше 17 мм
- Сечение по средней части на малой оси – не меньше 35 мм
Размеры и форму спиц проверяли специальным шаблоном.
Сборка деревянного колеса
- Сначала собирали репья (это названием ступицы с закрепленными спицами) и забивали спицы в гнезда ступицы
- Затем размечали место зарезки верхнего шипа и длину спицы.
- Каждую спицу обрезали до нужной длины и зарезали шип с помощью лучковой пилы.
- Завершали работу насадкой обода на специальных верстаках — колеснях.
Он представлял собой стол с крышкой, в которой вырезано кругло отверстие с железной окантовкой.
Отверстие было соединено с продольным вырезом в крышке стола – туда вставляли несколько прокладок из дерева. Ступицу со спицами укладывали на это приспособление так, чтобы сама ступица находилась в круглом отверстии, а одна из спиц – над прорезью в крышке. Затем на репей накладывали обод, причем так, чтобы одно из его гнезд находилось напротив спины, расположенной над продольной прорезью в столе. Между прокладками забивали деревянные клинья и насаживали гнездо обода на шип спины.
Потом колесо поворачивали так, чтобы следующая спица оказывалась над прорезью и гнездо обода насаживали на ее шип.
Оковка деревянного колеса
Для большей крепости и надежности колеса, его внешнюю сторону обхватывали металлической полоской шириной 45-60 мм и толщиной 8-12 мм. Эту шину закрепляли на ободе в 3-4 местах болтами. Для того, чтобы обод не растрескивался, его боковые стороны спиц проклепывали – сверлили отверстие в ступице и забивали туда бронзовую или чугунную втулку.
Делаем деревянные колеса на деревянных дисках
У меня залежалась партия колес, которые я испортил, просверлив в них отверстия неверного диаметра насквозь колеса и подобрав неудачный цвет. Пришло время исправлять свою ошибку.
Модель колеса, которую я буду модернизировать, представляет собой ободок, визуально разграничивающий лицевую часть на диск и шину. Центр колеса (диск) я высверлю и изготовлю вкладку-диск, а обод оставлю прежним. Темный цвет будет имитировать резину. Удержать руками круглое колесо оказалось тяжело, рука опасно соскользнула под сверло. Обязательно покажу придуманный мной способ для решения этой проблемы.
Для наглядности я добавил видео, а ниже, как обычно, пошаговый мастер-класс с фото.
Итак, высверливаю у старых колес центральную часть, используя сверло форстнера диаметром 26 мм.
Далее, приступаем к изготовлению вкладки-диска. Берем дощечку из бука толщиной 12 мм и рисуем на ней четыре окружности диаметром 26 мм. Размечаем на них центр и расчерчиваем линейкой на четыре сектора-дольки.
Теперь в центре окружности высверливаем несквозную «лунку» под центральную ось.
Далее, по внешнему радиусу окружности сверлю четыре сквозных отверстия диаметром 14 мм, формируя будущий крестообразный диск. При желании, отверстий можно сделать больше, например расчертить не на 4, а на 8 секторов и высверлить 8 отверстий. Форма диска будет более сложной.
Для скругления краев диска я использую рейку со шкантом. Надеваю на него заготовку диска, фиксирую струбциной.
Включаю шлифовальный станок, подвожу заготовку диска и прокручиваю на 360 градусов.
Далее, дорабатываю декоративный объем лицевой части диска.
Для скрепления диска и обода использую маленькие круглые палочки. Подобрав сверло по диаметру палочки, сверлю «глухие» лунки-отверстия в местах соприкосновения диска и обода. Таким образом, чтобы половина была на диске, а половина на ободе. Капаю немного клея, вставляю палочки. После высыхания клея палочки подрезаю «заподлицо», зашлифовываю до гладкости.
Колеса на классных деревянных дисках готовы! Устанавливаю их на машинку.
Спасибо, что дочитали! Не забывайте подписываться на блог, чтобы первыми читать новые интересные публикации и статьи!
Как сделать колесо своими руками? Деревянное колесо
Современные люди, владеющие загородными домами или дачными участками, стремятся создать уютную атмосферу, царящую на прилегающей к дому территории. Личное пространство используют по-разному: для обустройства сада, цветочника, грядок, беседки. В любом случае облагораживание территории предполагает использование различных декоративных элементов. Такие предметы необязательно нужно покупать в специализированном магазине. Можно сделать деревянное колесо и выигрышно обыграть, используя для создания композиции.
Такой элемент украшения можно выполнить не только из дерева, а запросто заменить материал пластиком или железом. Получится интересно и экстравагантно. Читайте, как сделать колесо для телеги поэтапно.
Начало конструирования
Изготовление колеса начинается с расчетов и отражения их в чертежах, которые впоследствии разрезаются и используются как лекала для подготовки деталей. Не знаете, как сделать колесо в домашних условиях? Для начала понадобится наличие необходимых инструментов и материалов:
- электролобзик;
- электрорубанок или рейсмус;
- шлифмашинка;
- фреза;
- шуруповерт;
- струбцина;
- стамеска и киянка;
- клей ПВА;
- лак и морилка;
- саморезы;
- набор сверл под саморезы;
- перьевое сверло на 30 мм;
- линейка, угольник, карандаш;
- картон или бумага для изготовления моделей деталей;
- кисточка;
- циркуль;
- распиловочный материал.
Чтобы сделать пропорциональные заготовки, расчерчивают лекала: четыре детали для круга переносят на доску с толщиной не меньше 5 см.
Подготовка запчастей для колеса
При помощи электролобзика вырезают все детали. При необходимости деревянные запчасти обрабатывают на фуганке, чтобы упростить задачу со шлифовкой. Необязательно, чтобы колесо выглядело идеально ровным. Угловатости могут придать изделию особенный вид.
Сборка колеса
Теперь предстоит склеить четыре четвертькруга для деревянного колеса между собой, чтобы получить изделие. Для этого используют саморезы в паре с металлическими маяками. Ножницами по металлу вырезают необходимое количество прямоугольных пластин длиной до 10 см и используют их для скрепления частей круга. Такое крепление временное, но хорошо держит детали, не давая им распасться.
Наметка спиц и их крепление
Если вы еще не знаете, как сделать колесо, то приготовьтесь к тому, что работы будет много. На этом этапе выбирают гнезда под спицы. Чтобы сделать это правильно, берут чертеж и намечают карандашом расстояние между спицами. Работу проводят при помощи перьевого сверла с необходимым диаметром, затем подправляют. Используя стамеску и киянку, придают углублениям правильную форму.
Всего по окружности колеса проделывают 8 гнезд на одинаковом расстоянии. В дальнейшем в отверстия предстоит вставить спицы и надежно закрепить их.
Изготовление внутренних кругов
Это детали с одинаковым диаметром, но разной толщиной по 30 и 50 мм соответственно. Диаметр выбирают самостоятельно, начертив на доске круг. Дальше предстоит поработать лобзиком и вырезать каждую из деталей. Для спиц берут деревянные рейки 10 х 40 мм. Важно! Не забудьте, что глубина и диаметр гнезд во внутренней части колеса, прорабатываемых для спиц, зависят от размеров реек.
Спицы для будущего колеса
Для того чтобы закрепить спицы, колесо для телеги разбирают, снимая по частям каждый из полукругов. Гнезда хорошо прорабатываются клеем, и вставляются рейки. Длина реек зависит от размеров колеса, а противоположная сторона спицы крепится к внутренней стороне вырезанного круга толщиной 30 мм при помощи саморезов и шуруповерта. Зафиксировав все спицы, прикрепите второй, утолщенный круг. В центре внутреннего круга делают дырку, имитирующую сквозное отверстие под осевую втулку. Так конструкция выглядит более натурально. Выбивают отверстие при помощи дрели и перьевого сверла (20-25 мм).
Не забудьте, что откручивание элементов колеса сопровождается склеиванием деталей клеем ПВА. Промазанные участки собирают и фиксируют. В таком состоянии колесо находится до тех пор, пока клей окончательно не высохнет. Дополнительную фиксацию, если это необходимо, обеспечивают при помощи струбцины. Заметьте, что деревянное изделие гораздо прочнее пластикового колеса.
Шлифовка изделий
Приступая к работе, колесо предварительно подготавливают. Щели и зазоры между деталями колеса заделывают перемешанными с клеем опилками или затирают шпаклевкой. После этого приступают к шлифовке. Шлифмашиной можно пройтись не по всей поверхности колеса для телеги, потому отдельные элементы затирают вручную, используя наждачную бумагу. Но в результате важен не метод шлифовки, а конечный результат. Необязательно шлифовать колесо до блеска. Нужно избавиться от явных неровностей и недочетов.
Важно! Садовое колесо – украшение, которое будет находиться на улице. Поэтому внутренние стороны деталей и скосы кругов обрабатывают фрезой, придавая им интересную форму. Лицевую сторону можно оформить резьбой или рельефом.
Обработка готового колеса
Вы уже знаете, как сделать колесо. Остается только тщательно проработать поверхность изделия, чтобы защитить ее от воздействия негативных факторов и погодных явлений. Для этого на первых порах используют морилку. Лучше выбирать состав с дополнительным свойством защиты от короедов, термитов и других насекомых вредителей. Хотя в некоторых случаях прогрызенное жуками колесо выглядит более натурально и эстетично.
После обработки морилкой колесо покрывают лаком, нанося материал в 2-3 слоя. Между предыдущим и последующим нанесением выжидают, пока лак не высохнет. В этом случае используют корабельный лак, обеспечивающий высокую защиту от влаги и воды. Такой вариант выгоднее металлического колеса, которое весит намного больше и поддается коррозионным процессам. Иногда даже самые эффективные средства не могут защитить поверхность металла от повреждений.
Теперь вы знаете, как сделать колеса своими руками. Сразу скажем, что вам понадобится время и терпение. Для создания такого элемента декора требуются определенные навыки и наличие набора необходимых столярных инструментов. Если и с тем, и с другим проблем нет, то, занимаясь изготовлением деревянных изделий, элементов декора и даже мебели, можно удачно сэкономить бюджет. Кроме этого, поделки из дерева всегда вызывают восторг и дорого ценятся, если работа выполнена действительно качественно.
Не сомневайтесь, что такой декоративный элемент прекрасно дополнит ландшафтный дизайн участка. Деревянное колесо можно удачно сочетать с цветочными композициями, оживляющими атмосферу. Колесо, выполненное своими руками, выигрышно дополнит интерьер в стиле кантри или подчеркнет особенности применения этого дизайнерского направления в ландшафтном декорировании.
Источники:
https://sdelai-sam.pp.ua/?p=10720
https://www.livemaster.ru/topic/3204792-masterclass-delaem-derevyannye-kolesa-na-derevyannyh-diskah
https://www.syl.ru/article/356318/kak-sdelat-koleso-svoimi-rukami-derevyannoe-koleso